ИМЕНА НАШИХ ЛИЛЕЙНИКОВ часть 2Пятница, 21 Декабря 2012, 19:03:55

Первая часть статьи.

Продолжение

...Не могу не отметить поэтические мотивы в названиях наших лилейников, навеянные любимыми литературными классиками. Читая знаменитые строки, для меня не столь важна интерпретация стихотворения, не его анализ, а скорее всего только чувства. Именно личностные ощущения выходят на первый план, рождаются эмоции, вереницей бегут мысли, изменяя настроение. Любое произведение искусства – это следствие ассоциативных представлений о материальных явлениях реального мира, которые мы создаем в свое памяти. Моя любимая поэзия.

…Набегают волны синие.
Зелёные? Нет, синие.
Как хамелеонов миллионы,
Цвет, меняя на ветру.
Ласково цветёт глициния -
Она нежнее инея...
А где-то есть земля Дельфиния
И город Кенгуру.

“Страна Дельфиния” Новелла Матвеева 1998 г.




'Страна Дельфиния'


"Африканская Ночь" Николай Гумилев
Полночь сошла, непроглядная темень,
Только река от луны блестит,
А за рекой неизвестное племя,
Зажигая костры, шумит…
…Если же завтра волны Уэби
В рев свой возьмут мой предсмертный вздох,
Мертвый, увижу, как в бледном небе
С огненным черный борется бог.
(Восточная Африка. 1913 г.)


'Африканская Ночь'


Восточная лирика:




'Танцующий Дервиш'


"Персидские мотивы" Сергея Есенина,
….Я б порезал розы эти,
Ведь одна отрада мне —
Чтобы не было на свете
Лучше милой Шаганэ…
.(1924 г.)


'Шаганэ'


…Я спросил сегодня у менялы,
Легче ветра, тише Ванских струй,
Как назвать мне для прекрасной Лалы
Слово ласковое «поцелуй?...
(1925 г.)


'Персидская Дева'


…Ну, а этой за движенья стана,
Что лицом похожа на зарю,
Подарю я шаль из Хороссана
И ковер ширазский подарю…
(1925 г.)


'Одалиска'



'Эдем Востока'


Пушкинские строки из “ Бахчисарайского фонтана “
…Дыханье роз, фонтанов шум
Влекли к невольному забвенью,
Невольно предавался ум
Неизъяснимому волненью,
И по дворцу летучей тенью
Мелькала дева предо мной!..



'Маруся'



'Фонтан Любви'


…Приду на склон приморских гор,
Воспоминаний тайных полный, -
И вновь Таврические волны
Обрадуют мой жадный взор
…(1821—1823г.)


'Бахчисарайский Фонтан'


Бродяга - я. Бродяга - ты.
Мы все бродяги в жизни этой...
И странники идут по свету
Наверно в поисках мечты…
(Александр Беляев 96. 2005 г.)

Иногда мои мечты фантазера, обгоняя свет, уносят меня в заоблачные, галактические миры. Межзвездное пространство манит черным глазом неизвестности и загадки. Где астральные космические путешествия отрицают вселенские законы магнетизма и времени.


'The Fine Art Of Lory Earley'



'Аэлита'



'Парад Планет'



'Алголь'



'Эра Водолея'



'Нимезида'


Иногда мечтания странствующим пилигримом бредут караваном по далеким и близким заморским странам. Неуемное желание познать и увидеть мир будоражит фантазию, заставляет забыть все заботы и дела и уводит мысли в неизведанные края.

Например, в загадочный поднебесный Тибет, к сердцу мира - священной горе Кайлас. Где ощущения величественного спокойствия и мистики, гармония геометрических форм и духовная философия легендарной Шамбалы. Где можно почувствовать дыхание гор и вечности.




'Кайлас'


Или в Италию - страну богатейшей культуры, истории, архитектуры, живописи, скульптуры. Еще ассоциативный образ Италии у меня связан со знаменитым Венецианским карнавалом. Это контрасты цвета и обилие красок, буйный фейерверк и динамика танца, мимика маскарадных масок и дождь конфетти.




'Венецианская Маска'



'Арлекино'



'Венецианский Авантюрист'



'Венеция'


Или в Золотой век Франции. Где прекрасные дамы в золотой вышивке и очаровательных прическах и блестящие кавалеры в кружевах, галантные месье. И, конечно же, великолепный королевский дворец со своими парками и фонтанами – Версаль.


'Версаль'



"Мадам де Помпадур"художник Франсуа Буше, 1755



'Помпадур'


Какие еще ассоциации вызывает у нас слово – красота? Конечно же, это - Женщина, любящая и любимая. Женщина – Мать и Жена. Муза и Героиня. Жрица и Художница. Загадка и Богиня. В истории было и есть немало женщин оправдывающих эти слова и показавших всему миру, что такое суть и красота женщины. Для каждого времени, для каждой эпохи был присущ свой женский идеал, олицетворяющий внутренний мир и внешний облик прекрасной половины человечества. Начиная от первобытной продолжательницы рода и до современной, прогрессивной, социально реализованной женщины – феминистки.


"Бабье лето" художник Литышев Владимир 2011г.



'Бабье Лето'


История деятельности многих выдающихся ученых, великих писателей, поэтов, художников и композиторов будет не полной, если обойти вниманием женщин, которые вдохновляли своих гениев на создание мировых шедевров и которые сыграли большую роль в их творчестве и судьбе. Именно с женским образом связано много имен наших лилейников.

Гимн женщине-музе дан в удивительно проникновенном и глубоко философском романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”, который, как говорят критики, “стал судьбой” автора. И это вполне закономерно. Биографы жизни и творчества этого талантливейшего писателя говорят о трогательной, гармоничной и почти фантастической истории любви, о неземных отношениях Елены Сергеевны и Михаила Афанасьевича Булгаковых. С 1923 года и до конца своих дней Булгаковы были счастливы настолько, насколько возможно быть счастливыми в “земном” понимании этого слова. Эта высокая любовь питала творчество одного из самых ярких русских писателей XX века, именно благодаря этой высокой любви родился на свет блистательный памятник недосягаемой вечной гармонии “мастера” и обыкновенно-необыкновенной женщины – роман “Мастер и Маргарита”.


Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич Булгаковы 1939 г.



'Маргарита'


Когда я увидела первый раз открытый цветок этого лилейника удивительного чистого цвета и великолепной формы, имя ему пришло мгновенной вспышкой. Насыщенно-алый цвет густой крови и торжество чёрного бархата, рассыпанного алмазной пылью на лепестках ассоциативно вызвали образ всемирно известной женщины, мексиканской художницы Фриды Кало (Kahlo Frida, 1907—1954).


'"Автопортрет в бархатном платье" 1926г.'


Ни на одном автопортрете Фрида не улыбается: серьёзное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные чёрные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идея её картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика художницы, говорят искусствоведы, опирается на национальные традиции, тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Молодая женщина, измученная болью в искалеченном теле, у которой мечты о ребёнке закончились трагедией, выплёскивала на холст все свои переживания и чувства.



Её творчество действительно поражало своей неординарностью. Жизненный девиз Фриды можно выразить одной её фразой: «В самом деле, зачем мне ноги, если у меня есть крылья, чтобы летать?». Легендарная женщина, муза и жена известного мексиканского художника Диего Ривера, который приносил ей много страданий. Он был весьма любвеобилен, и мимолётные увлечения мужа сильно ранили Фриду, но она никогда не теряла присутствия духа и безграничного женского терпения. Несмотря ни на что, в повседневной жизни Фрида была самим воплощением радости жизни, а её слезы можно было увидеть лишь на картинах.


'Фрида Кало'


Еще один образ необыкновенной талантливой женщины. Музыкальная легенда, выдающееся сопрано второй половины ХХ века, произведшая революцию на оперной сцене - гречанка Мария Каллас. Дьявольская Дива, Тайфун, Божественная и Величайшая оперная певица своего времени, да и всех времён, эпох и народов.




'Мария Каллас Дива'


Эта актриса и певица, чей расцвет пришёлся на середину XX века, и в наше время необычайно популярна - ее лицо модные журналы избирают для обложек, о ней пишут одну за другой книги и воспоминания, создают фильмы, обсуждается тайна её загадочной одинокой смерти. Но самое главное - по-прежнему в записях звучит её божественный, странный голос. “…Пожалуй, самым значимым в жизни Марии Каллас было это слово - "судьба". И для того чтобы понять силу и смысл такой судьбы, стоит поразмыслить об этой жизни, которую все - и журналисты, и друзья, и писатели - склонны называть "трагической". В чем же её трагизм? Любимейшей ролью Марии становится Медея - возлюбленная мореплавателя Ясона, охотника за золотым руном, пожертвовавшая ради него отцом, братом и детьми и, в конце концов, преданная этим непостоянным героем, женившимся на другой. Медея из мифа - чародейка, страстная, безудержная и страдающая, идущая на любые жертвы, только бы остаться со своим Ясоном…”(9)


'Медея'


У Каллас жизнь сложилась, как некая трагическая парабола. Она рано ушла из жизни, но за свой недолгий блестящий период бурной оперной деятельности, всего десять с небольшим лет, Мария Каллас была в центре скандальной хроники своего времени. Основным трагическим элементом её жизни стал знаменитый треугольник: Каллас, греческий миллиардер Онассис и Жаклин Кеннеди. Борьба между этим двумя замечательными женщинами, между Жаклин Кеннеди и Каллас за Онассиса, в которой, как известно, выиграла Жаклин. В этом весь трагизм брошенной женщины, не прочувствовавшей материнства, потерявшей не только любовь, а и свой уникальный голос, фатальная судьба которой стала схожей на мифологическую историю. Но обаяние и талант этой великой женщины волнуют нас сегодня, как и полвека назад.

На этом моё повествование не заканчивается. Оно продолжится в новых именах наших удивительных и чарующих цветов, наших лилейников…



В любимом деле каждый человек мечтает достичь совершенства, стремится покорять новые вершины, спешит овладевать новыми знаниями. Именно наши увлечения доставляют нам громадное удовольствие, раскрывают наши таланты, реализовывают творческий духовный потенциал, помогают забыть обо всех невзгодах и негативе современной стремительно летящей жизни. Наверно самый счастливый человек тот, у которого работа совпадает с его увлечением. Это наверно и есть та достигнутая гармония с окружающим миром, когда от своей работы мы получаем наивысшее наслаждение, она поглощает нас целиком и полностью, приносит моральное удовлетворение от созидания чудесного.


© Светлана Пикалова 2012

Литература, источники, ссылки:

1. Национальный заповедник ”Херсонес Таврический”
2. История города Херсона в документах
3. «Летопись Херсона» Коротецкий A.А. 1999 г. Уч.пособие ЧМП "Штрих", Херсон 2004 г.
4. Сайт Виртуального проекта "Краеведение Таврии" является частью библиотечного портала lib.kherson.ua
5. Potemkin 1.2012 г.Легенды Херсона” Алые паруса”
6. Бегущий по волнам. Автор «Алых парусов» в поисках веры. Варламов Алексей, писатель, лауреат премии Александра Солженицына в области литературы.2012 г.
7. Кало, Фрида — Википедия
8. Shinkarchuk Anatoly Фрида Кало
9. Надежда Муравьева Голос Медеи. Мария Каллас и ее трагедия
10. Иван Толстой Мария Каллас. К 30-летию со дня смерти певицы



Светлана Пикалова
Сердечное спасибо за тёплые слова!!!!
Света-это Дар Божий.Так любить... Нет слов.Удачи Вам и успехов.
Таня
Эстетическое удовольствие в чистом виде! Светочка,огромное спасибо за него!
Таня Горева
А для меня-еще посыл к новому- есть что поизучать. Если про Фриду я уже почитала, то про Марию еще ничего не знаю. Спасибо! Узнавать что-то - так интересно!
Игорь
Это великолепно! И цветы, и повествование!! Браво, Светлана!
Имя:

Комменатрий:
код:




www.lileynic.com.ua

Создание сайта: Антон Литвинов
Задать вопрос