Этапы становления гибридизатора. Мой путь 15 лет селекции. Воскресенье, 15 Декабря 2019 18:35:29

“Каждый человек создает сам свое небо…”
Николай Рерих

Лилейник – это мой Мир, моя Вселенная и мой Абсолют.

Что для меня значит лилейник? Я не могу дать однозначный ответ на этот вопрос. Когда на протяжении уже второго десятка лет цветок занимает все мое время и мысли, все мои силы отданы только Лилейнику. Когда работа, хобби, бизнес и творчество сливаются в одно целое – приходит понимание, что это не временное увлечение, а скорее всего дело всей моей жизни.



Когда то я мечтала собрать самую большую коллекцию лилейника в Украине. И коллекция перевалила за 900 сортов… Сейчас я улыбаюсь, вспоминая свою амбициозную и слегка одержимую мечту и рада, что моя неуемная жажда к познанию, изучению и творчеству изменила, мои планы в корне и сегодня моя коллекция формируется исключительно согласно селекционным планам и настроениям художника.

Что для меня - Селекция? Я человек творческий и для меня селекция в первую очередь, это соединение душ, это мощный энергетический обмен двух высших творений на Земле – Человека и Природы. Я не перестаю удивляться огромнейшему потенциалу Лилейника и восхитительному счастью подаренному человеку свыше владеть механизмами сотворения чуда.
Человек в своих руках имеет уникальную возможность и силу вмешиваться в механизмы Природы. Он устанавливает свои правила и воплощает свои идеи. Если человеческие планы созидательные и идут в унисон с Создателем, то упорным и страстным натурам Он дает доступ к этой неограниченной энергии, и дарит возможность слегка приоткрыть завесу тайн Мироздания и прикоснуться к таинству Сотворения.



Селекция – это искусство. Это могущественный творческий процесс, основанный на знаниях. Процесс, требующий огромного опыта и умения, глубокого и тонкого понимания сложных законов природы.
А что необходимо для любого творчества? Это вера во что-то. Вы видите то, чего еще нет, и делаете что то, что бы это невидимое, неслышимое и неосязаемое приобрело форму в пространстве и времени. То, что вы создадите, станет доступно для чувств, будь это картина, книга, ваш сад или цветок.



В художественном плане для меня селекционер цветовод, это сказочный волшебник или добрый чародей-алхимик, колдующий над своим детищем, в вечных поисках эликсира счастья и вечной жизни своего цветка. Он неустанно перебирает свои колбы и рукописи с генетическими формулами, смешивая в пробирках краски и формы, придумывает магические компоненты неповторимых и уникальных ароматов, открывает новые порталы в Космосе цветочных чудес.
Цветовод-волшебник перекраивает генетику, подбирает родословные, создает свои тайные рецепты и медленно, но упорно идет к своей цели, перевоплощая мистические фантазийные идеи в реальные формы земного цветка. Предназначение, которого излечивать сердца, заживлять душевные раны, даровать радость и удовольствие, продлевая жизнь своему садовнику. Не это ли панацея таинственного эликсира вечной жизни?

В начале своего профессионального пути начинающему волшебнику может показаться, что выпив эликсир Мудрости, созданный предшественниками, можно легко достичь совершенства. Но, к сожалению, в любом профессиональном творчестве быстрых путей не бывает, пройдя лишь малую толику селекционного пути, понимаешь, что опытные маги тщательно берегут свои тайны.



С чего же начинается этот сложный путь познания мастерства, от первого шага переноса пыльцы до наивысшего звания - Селекционер? Наверное, с утреннего полета трудолюбивой пчелы, или бесшабашного шмеля, или красавицы сколии, которые проделывают свою жизненно-важную работу по сбору нектара, перелетая с цветка на цветок, при этом как бы, случайно, запуская природные механизмы оплодотворения и зарождения новой жизни.



Так и увлеченный садовник, благоустраивая свой цветник, стремится поскорее увеличить разнообразие растений в саду. Не отягощая себя сложными формулами, не задумываясь о биологических законах и не создавая ни каких планов, поддавшись сиюминутному настроению, срывает тычинку и несет пыльцу к первому понравившемуся цветку.
Результат? А результат все равно будет. Потому что таковы законы Природы, это Божий промысел, привлечь еще одну душу к светлому созидательному пути. И ведь самое главное в этом процессе для садовника – удовольствие, хорошее настроение, прилив сил и вдохновения, это приятное томительное ожидание чуда - будущих новых цветов и масса других положительных человеческих эмоций.



Когда же опыления захватывают садовника, становятся его увлечением, граничащим с пристрастием, когда ботанические термины начинают волновать и активировать мозговую деятельность, а удачный гибрид вызывает крайнюю степень наслаждения, то это и есть первый шаг к началу занятий профессиональной цветочной гибридизацией.

Одна из “трагедий”, которую нужно пережить начинающим гибридизаторам, это смириться с тем, что не все так просто получается в селекции лилейника, как хотелось бы. Быстрый положительный результат, конечно же, будет, но за ним обязательно придут минуты разочарования от потраченных усилий, потерянного времени и неоправданных надежд.
Не бойтесь неудач! Зачастую в дальнейшем размер разочарования уменьшится пропорционально накапливаемому профессиональному опыту.

Наверное, каждый опылитель в начале своего профессионального пути проходит через определенный этап, назовем его образно - подражание, когда изначально можно взять сорт заглянуть в его родословную и, имея его родителей в своем саду, переопылив их, самому попробовать получить гибрид похожий на оригинальный сорт. Но опять же, не так все просто, как кажется поначалу.
Селекция полиплоидных форм лилейника в частности тетраплоидов имеет широчайшее поле деятельности. Только задумайтесь, что число хромосомных комбинаций у потомства тетраплоидных родителей будет превышать 16 000 000 000 000. Конечно же, вариантов получения различных фенотипов от одной пары родителей будет значительно меньше, но цифра также будет внушительна. Поэтому по теории вероятности возможность получения оригинального сорта повторением будет ничтожно мала, наверное, и правда надо быть волшебником и притом очень и очень удачливым волшебником, что бы фокус удался.
Но пройдет время и с ростом собственного мастерства и накопления опыта техника подражания уйдет сама собой.



Далее будет новый этап. Назовем его – наименьшее сопротивление. Когда за опытный материал берется готовый сорт с известной родословной, которую можно отследить, хотя бы до 4-5-7 колена, что бы сначала попытаться понять, что селекционер хотел получить. Разбираешь цвет, форму, различные характеристики, углубляешься в родословную, отслеживаешь передаваемые наследственные качества и только, потом начинаешь делать попытки получить свой гибрид, как говорят художники сделать свою работу, но похожую по технике исполнения на исходный оригинал. Начинается этап формирования профессиональных намерений.

Зачастую на этом этапе начинающие опылители идут по пути наименьшего сопротивления, в надежде на быстрый эффект, подбирая в пары родительские сорта схожие по цвету и окраске, результат получается с большей долей вероятности предсказуемым.
Если серьезно погрузиться в работу и исследование родословных популярных сортов ведущих селекционеров, то можно достичь определенных успехов после которых может появиться ощущение, что все уже известно о работе самого автора. Да и сам автор, уже не такой недосягаемый. Еще недавно его сорта казались непостижимым волшебством, а теперь уже можно даже критически делать ему свои замечания. На самом деле самооценка ученика, несомненно, повышается, но поверьте, свои тайны Мастера умеют беречь.

И только имея достаточно терпения, набив определенное количество шишек, пройдя тернистый путь собственного опыта можно подойти к их уровню мастерства. Я уже не раз отмечала, для того, что бы назвать себя селекционером гибридизатором кроме высокого уровня профессиональных знаний, мастерства и воспитанности, необходимо определенное мужество и адекватная самооценка. Восхождение к мастерству – процесс сложный и длительный, интеллектуальный и творческий.



На этом этапе профессионального становления у гибридизатора уже появляются плюсы и минусы в своей работе. Минусы в том, что все полученные сеянцы родные и любимые, а свои дети они всегда самые умные и самые красивые, и к трезвой выбраковке, к сожалению, на этом этапе, опылитель еще не готов. Селекция – есть отбор.
И самой важной профессиональной победой для молодого гибридизатора будет трезвый и жесткий подход к выбраковке и отбору сеянцев. Зачастую на этом этапе у начинающего гибридизатора отсутствует и реальное восприятие своих гибридов, и критический подход к их оценке. Какой садовод не растягивал свой любимый цветок за лепестки - ушки, пытаясь замерить максимальный размер диаметра цветка. Или указывал максимальное количество бутонов и позиций ветвления вместо среднестатистической величины. Опылитель настолько увлечен самим процессом опыления, что зачастую беззаботно и легко опыляет все, что можно в саду намазать пыльцой. В моей практике общения с цветоводами был случай, когда увлеченный садовник пытался пыльцой лилейника оплодотворить цветок лилии и при этом настойчиво ожидал плодов.



К плюсам можно отнести то, что начинающий гибридизатор уже начинает задумываться не только о внешнем виде цветка, а также о его качестве и других важных характеристиках гибрида – обильность цветения, быстрое вегетативное деление, плодоношение, устойчивость, стабильность, общий декоративный вид и многие другие показатели.
Постепенно развлечение становится каждодневной профессиональной работой. Многие так и остановятся на этом этапе. Некоторых деморализуют неудачи и нереализованные высокие запросы, кто-то так и останется делить пыльцу с пчелами, получая сиюминутную радость и удовольствие от самого процесса, и лишь немногие пойдут дальше. А дальше – это углубленные знания науки генетики и селекции, маркировки, круглогодичные полевые наблюдения и долгосрочные селекционные планы.



И вот первые стадии становления мастерства садовника-опылителя пройдены. Когда то, в начале селекционного пути смотря на цветок лилейника, казалось непостижимым, откуда появилось это чудо, и попытка достичь его казалась нереальной. Но прошло не так много времени. И вот уже, кажется, что удача схвачена за хвост. В саду цветут свои красивейшие гибриды, не уступающие по красоте сортам известных селекционеров. Но это всего лишь иллюзия быстрой победы. Селекция цветочных растений – это вечный поиск Идеала Красоты и Совершенства. У каждого творческого человека есть свои идеалы и музы. У каждого художника есть своя неповторимая манера и подчерк, так и у селекционера есть свой уникальный стиль, позволяющий с первого взгляда на цветок, узнавать руку Мастера.



Одним махом художник выливает краски на холст и смешивает их в магическом танце кисти, так рождается новая картина. Только снимая ограничения в изображении реальных образов и перешагивая границы реального, субъективного приходит понимание бесконечности и неуемное желание достичь наивысшей ступени своего профессионализма - постичь Абсолют и раствориться в нем.



Художник цветовод еще побаивается своих смелых мыслей и творческих планов, но зародившаяся мысль о своем уникальном еще никем неповторимом Лилейнике уже не дает ему покоя, именно с нее начинается первая ступень постижения сложной науки Селекции. Когда гибридизатор уже имеет навыки и опыт, умеет рационально решать сложные селекционные задачи, отбрасывает все страхи и сомнения и упорно идет к своей мечте. Именно на этом этапе приходит осознание бесконечности горизонтов творчества, неограниченности селекционных ресурсов, вот тогда ты шагаешь на первую ступень постижения совершенства, начиная сам создавать свои уникальные формулы и рецепты цветочной магии.



Это пришел тот момент, когда количество переходит в качество и селекционер выходит на новый уровень воплощения своей мечты. Выбор своего индивидуального направления в работе, в котором хочется развиваться и совершенствоваться…. В изобразительном искусстве существует много стилей и направлений, от академизма до абстрактного экспрессионизма. Так и в селекции лилейника одни мастера идут по пути соблюдения классического канона идеального круглого цветка, другие же выбирают абстрактный стиль и развивают новые направления форм и окрасов, выискивают дополнительные элементы и детали, при этом у каждого селекционера свое индивидуальное решение, основанное на собственном вкусе и предпочтениях.



Угодить всем не получится, бежать за модой бесполезно, профессиональная селекция, это программа, рассчитанная на долгосрочную перспективу. Наверное, это и есть одна из высоких ступеней мастерства, когда на каком-то этапе автор понимает, что теряется важность, будет ли его цветок популярным и дорогим товаром на рынке предложений лилейника. Важно только то, что поставленная цель достижима и реализована. Ведь в каждый цветок вложена душа Мастера, биение его сердца, каждый вдох и выдох, силы, время и самое ценное, это часть его жизни.



Теперь я знаю, что настоящие чудеса и уникальные результаты в селекции лилейника творятся не сразу, по взмаху волшебной палочки, для чудес необходимо время, много времени, не один десяток лет обучения, много сил и здоровья. Мода на лилейник во всем мире только набирает свою популярность, вместе с ней набирает темп аматорская гибридизация. Современные новейшие сорта очень легко интегрировать в селекционные программы, создавая в короткие сроки новые сорта и гибриды с улучшенными признаками, но при этом будет происходить все большее сужение генетического разнообразия, что может привести к фатальным последствиям.
На сегодняшний день требования гибридизаторов-аматоров лилейника чаще сводятся преимущественно к поиску новых форм и окрасов цветка, при этом устойчивость к болезням, обильность, выносливость и другие качества чаще не ставятся в приоритет. Расплата придет в виде новых рас патогенов и болезней, защита от которых потребует сохранение уже имеющихся и поиск новых дефицитных генов устойчивости. Краткосрочные селекционные программы, в данном случае скажем проще, повальное увлечение переопылением лилейника, которое выгодно экономически, может быстро привести к упадку и вырождению культуры.

И еще есть самое главное для любого гибридизатора, будь то профессионал или аматор, это уважение к цветку, не только понимание его потребностей и жизненных процессов, а согласие и гармония на тонком духовном уровне.
В японской культуре кадо* цветы, деревья и другие растения считаются такими же живыми существами, как и люди. Особая манера поведения в кадо требует перед созерцанием готового цветочного этюда, в знак благодарности сначала поклониться цветку, а потом мастеру создавшему композицию. Сколько же раз необходимо поклониться цветку в поле, что бы в дальнейшем заслужить высокую оценку мастерства, признание и звание Селекционера?

Что будет дальше..? Мечтайте о невозможном. Примите вызов запредельного неизвестного, не бойтесь ломать стереотипы. Для себя я знаю точно, дальше будет новый этап упорной многолетней работы.
Селекция – мероприятие долгосрочное, а для фаната трудоголика – пожизненное. Создание шедевральных лилейников сродни чуду, под мантией которого не один десяток лет кропотливой и сложной, умственной и физической работы. Скажу ботаническим языком, необходима открытая точка роста профессионального творчества и совершенствования.

Что такое секрет мастера? Это любовь к своему детищу, годами накопленный опыт и обширные знания. На первой ступени профессионального становления селекционера- гибридизатора я уже стою твердо, и уверенным подтверждением этого для меня есть наивысшая награда - авторская статья ( см. здесь) в журнале Американского Общества Лилейника (Daylily Journal summer 2019). Для шага на следующую ступень, буду дальше накапливать опыт и знания, а силы и энергии мне даст мой любимый Лилейник.



Наши новые сорта регистрация в 2020 году.






















Этот год в моей профессиональной жизни переломный в плане реализации новых гибридизационных идей. Мое новое направление в гибридизации можно выразить тремя словами - элегантность, индивидуальность и неповторимость.
Цель – получение цветков необычной формы, максимальное увеличение размера цветка с сохранением декоративности и устойчивости, наличие и сочетание различных прогрессивных декоративных элементов.
Наши перспективные гибриды















































примечание
*кадо (искусство создания композиции из цветов)


© Светлана Пикалова декабрь 2019
Вера Александровна
Скажу кратко: Это не статья, а поэма!!! Спасибо за всё: за труд, за увлеченность, за создание красоты! А Бога благодарю за знакомство с Вами!
Светлана Пикалова
Спасибо от всего сердца за ваши комментарии и пожелания!Мне очень приятно!Спасибо! Лилейник объединяет нас!
Елена
Светланочка коли читаеш Вашу статтю ,вiдчуття таке що прикасаешься самоi глубини сердця ,те чого Людина рiдко показуе - сокровенне.Вiдчуття що Ви сидите рядом i говорите до кожного з нас .I кожен ,хто Вас слуха ,вiзме вiд Вас частичку вашоi душi . Творiть те що у Вас получается ,а ми будемо насолоджуваться кожною частинкою Вашоi неосяжноi душi .
Татьяна
Мне очень нравится лилейник,и ваша статья мне очень понравилась. Вы цветочный художник. Вдохновения вам для создания ещё большей красоты.
Татьяна
Спасибо за оду любимому цветку. Только отдав все (жизнь, душу, труд) можно так честно и глубоко описать сотворение сеянца, у которого только возможно будет будущее. Спасибо Вам за красоту.
Еліна
>Вітання автору. Дорога наша Світлано Геннадіївно, як завжди написано професійно і з душею одночасно. Пізнаю прекрасного художника і любимого автора чудо - лілейників. Дякую. Натхнення ще на багато років.
Имя:

Комменатрий:
код:




www.lileynic.com.ua

Создание сайта: Антон Литвинов
Задать вопрос