ЛИЛЕЙНИК ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКАЧетверг, 12 Января 2017 19:29:10В эти зимние холодные дни, когда лето еще очень далеко в своей новой статье я хочу передать своим читателям немного солнца, аромата цветов, звуки жужжания пчел, попытаюсь расширить рамки воображения и дать возможность снова ощутить жаркие медовые дни цветения лилейника в вашем саду.

Лилейник, гемерокаллис, красоднев – цветок богини Гемеры, неповторимый и прекрасный, быстротечный и изменчивый сегодня речь о тебе.



Летом в разгар цветения, пробегая по селекционным грядкам, и на лету схватывая быстрым профессиональным взглядом цветок сеянца лилейника, сразу же даешь ему первичную рабочую цветовую оценку – желтый, кремовый, пурпурно - черный, лаванда, глазастый, однотонный, бриллиантовый. …



И только лишь прикоснувшись к цветку, рассматривая его близко, вдруг начинаешь понимать, что время остановилось, и слов описать чудо попросту не хватает. Магия красок и цветовых форм завораживает, вызывая трепетное восхищение. Для написания картины художнику, скорее всего, хватило бы небольшого количество красок, но что бы передать словами произведение Природы палитры семи цветов может быть очень мало. В мыслях начинаешь перебирать сотни оттенков и слов что бы описать впечатление досконально.



Конечно же, цветовое восприятие человека зависит от многих факторов, в том числе от душевного психофизиологического состояния. Приходя утром в сад, созерцая огромное лоскутное одеяло лилейникового поля, можно испытывать исключительно восторг и чувство громадного удовлетворения. В этот момент душа творческого человека поет и слагает стихи. Эйфория волной счастья захлестывает все тело, и слезы радости могут не удержаться в глазах… Но приземляет мысль о тяжелой, порой рутинной работе по ведению селекционных наблюдений. Сухие цифры, трезвая оценка характеристик и сотни, сотни сеянцев.



Первыми всегда оцениваются общий образ и художественная композиция сочетания цветов в расцветке лилейника. Самые важные составляющие элементы – лепестки, чашелистики, горло, дают основной облик цветка, именно с них начинается авторское описание гибрида. На задний план уходят цвета тычинок и пыльников, хотя порой они изящно контрастируют с однотонным фоном цветка.


Фанатичные цветоводы знают, что у каждого растения есть своя душа. Порой она неприхотлива и терпелива, иногда беспомощна и капризна, бывает томная и кокетливая, но всегда чистая, преданная и бескорыстная. Душа цветка всегда откликается на внимание и любовь цветовода благодарностью, даря буйство красок и обильное цветение.


А вы когда-нибудь задумывались, есть ли у цветка сердце? Я уверяю вас, у лилейника оно есть. Этот важный элемент порой скрыт от человеческого взгляда, таится в самой глубине цветка, там, где расположен один из важных генеративных органов дающий начало новой жизни - завязь. Именно здесь происходит оплодотворение и развитие семян, завязь превращается в плод – семенную коробочку лилейника.


Увидеть сердце можно только у самых открытых солнцу цветков, форма которых плоская, округлая, звездчатая, треугольная, загнутая. Лилейники трубчатой, или махровой формы прячут свое сердце от человеческих глаз, делая его доступным исключительно пчелам. Чаще, цвет сердца лилейника гуще, темнее, насыщеннее, чем цвет горла. Именно сердце дает толчок цветовому пучку - изумрудному источнику, исходящему из глубины цветка и постепенно переходящему в цвет горла.


Для меня всегда легче всего описать горло, оно может быть: мандариновым, с оттенком шафрана, канареечным, золотым, медовым, цвета банана, желтым, шартрез, с примесью весенней зелени, ярким зеленым, салатным, яблочным, цвета лайма или мякоти зеленого авокадо, оливы и шалфея, цвета юного кузнечика, молодого горошка, майской травки и папоротника…





Спускаясь в глубину к самому сердцу лилейника оно насыщается благородными оттенками зелени драгоценных камней - изумруда, нефрита или малахита.



Иногда цвет горла расширяет свои границы, переходит в глазную зону и может покрывать большую часть цветка. Это одно из новых направлений в гибридизации лилейника - дать максимальный выход зеленому цвету на лепестки и чашелистики. Еще совсем недавно, гибридизаторы лилейника добивались получения чистых зеленых оттенков у горла и края лепестков, сегодня зеленый пигмент – хлорофилл вышел за пределы горла, и постепенно осваивает всю поверхность цветка.




Впервые меня увлекло это направление, когда прочитала статью известного гибридизатора Мика Морри “Мечтаешь ли ты о зеленом? “ вышедшую 2008 году в журнале Канадского Общества Лилейника (CHS). “(Mick Morry “Do You Dream In Green?” (CHS) Journal, Summer 2008). Мои попытки добиться выхода пигмента хлорофилла из горла на плоскость лепестков у тетраплоидных лилейников уже имеют некоторый успех. Планомерный подбор пар, отслеживание родословных и учет их наследственных характеристик, применение различных типов скрещивания дают положительный результат. Самым большим достижением в своей программе гибридизации я считаю сорт Black Sea Frogling ( Pikalova 2016). О нем подробнее я расскажу в следующей своей статье.


Black Sea Frogling ( Pikalova 2016)


Далее описание цветка лилейника переходит на глазную зону. Чаще границы перехода не имеют относительно четких границ, они слегка размыты акварельной кистью Художника. Цвет горла постепенно вливается в глазную зону, краски смешиваются, вызывая особое свечение, что явно заметно на темноокрашенных цветках.


Иногда цвет горла штрихами врезается в основной тон лепестка, повторяя легкий, но уверенный мазок художника, создающий эффект динамичности и многослойности красок.


Или удивительные поражающие воображение цветоводов калейдоскопические узоры (pattern, patterned) новейшего направления в гибридизации лилейника. Смелые и выразительные, с каждым распустившимся цветком они обретают новые формы, в которых проступают сакральные рисунки буддийской мандалы. Рассматривать их можно до бесконечности, вырываясь на новый уровень из мира чувств и погружаясь в гармонию и спокойствие Вселенной.



Как я люблю глаза лилейника! В моей программе гибридизации, я с уверенностью могу сказать, это одно из главных направлений – наличие глазной зоны, доминанты художественного произведения цветка. Дополнительный красочный элемент окраски лепестков, эффектно переходящий на чашелистики цветка лилейника.



Именно глаза полностью открывают душу цветка, показывают его настроение и характер. Глазная зона лилейника настолько многолика и художественна, что слов для описания можно придумывать бесконечно.


Она может быть утонченная и полупрозрачная, играющая легкими, как эфир оттенками, легкой карандашной линией очерчивая горло или насыщенная, яркая и кокетливая, а порой бывает агрессивная, кричащая экстравагантностью, контрастная и темная, гипнотическая и бездонная как космос, играет готическими тонами, усиливая драматизм окраски, покрывает практически всю плоскость цветка.



Какими еще словами можно описать глазную зону цветков лилейника, дополняя цветовое описание? Нарядная и глянцевая, элегантная и породистая, экзотическая с замысловатыми калейдоскопическими абстрактными дымчатыми узорами (multi-banded) , графическими штрихами, полувиртуальными 3-D наростами и резными рельефами. И далее, добавив описание текстуры лепестков - шелковистая, атласная, креповая, ребристая… Структуры тканей цветка – мясистая, хрустящая, жесткая, плотная, утонченная нежная, мягкая… И еще добавив различные оттенки цветовой гаммы от нежной полупрозрачной лаванды, серебристого металика и до темного пурпура или черно-фиолетовой бездны, можно до бесконечности продолжать этот список.



Далее описание касается крайней части лепестков - основного фона цветка. Художники отводят фону далеко не второстепенную роль в создании целостного художественного образа. Именно от него подчас зависит цветовое решение всей художественной композиции. Цвет фона несет значительную нагрузку, способствуя выявлению живописной идеи мастера. На светлом фоне лепестков лилейника цвета алебастра, нежного сливочного, кремовых и персиковых тонов, цвета слоновой кости, нежнейших оттенков молочной лаванды, и, конечно же, белого цвета, силуэт темного глаза будет читаться активнее, все декоративные элементы будут проявляться четче и в полной мере. Белый цвет обладает свойством зрительно увеличивать пространство, что дает возможность цветку выглядеть объёмнее и больше.



Отдельно хочется уделить небольшое внимание белому цвету лилейника, ну почти белому. Во всех информационных источниках всегда пишут – цветков лилейника белого и синего цвета в природе не существует.



А задумайтесь, существует ли вообще белый цвет в природе? Если оставить сухие научные химико-биологические исследования пигментов представителей рода Hemerocallis и включить художественное воображение. Ведь разве мы задумываемся, когда говорим о белом снеге. Посмотрите на него близко. Разве он белый? Или, например фраза - белый мрамор. Насколько он белый? Я соглашусь, что сводная сестра лилейника – лилия имеет чистейший оттенок белого, в этом ее природная оригинальность, но в живописи старые мастера очень часто выбирали сочетание темного и светлых теплых тонов, что бы подчеркнуть гармонию красок всей композиции.



Амиантовый, жемчужный, молочный, облакотный, бежевый, телесный, светлые оттенки серого от цвета небеленого льна и до серебристого цвета платины, или недавно придуманный учеными астрономами цвет Вселенной – космический латте (Cosmic Latte). Все эти тона в полной мере могут характеризовать белый цвет цветка лилейника и его переходные оттенки.



Загадочный голубой - синий, цвет неба и бесконечности, божественности и разума, еще недавно досягаемый только лишь в мечтах гибридизаторов цвет, становится реальностью. Он все больше проявляется у лилейника на лепестках и интенсивнее в глазной зоне различными оттенками нежной морозной лаванды, серебристого гиацинта, холодной сирени, бледной орхидеи, весенней фиалки и цветом полевого василька.
Вслушайтесь в художественное описание синего цвета – прованский голубой, цвет синей вечности, голубая фея, синий цвет серебряного озера, цвет гавайского океана, викторианский синий, глубокий кобальтовый, эльфийский голубой, акварельный синий. Каждое определение – это маленький мир, или целая история.




В зимнем издании журнала “The Daylily Journal” за 2008 год Боб Фолкнер отметил, что многие известные гибридизаторы давно имеют программу разведения голубого лилейника : Пат и Грейс Стамиле ( Pat and Grace Stamile), Джейми Госсард (Jamie Gossard) , Шутерс (the Shooters), Ладлоу Ламбертстон ( Ludlow Lambertson), Гунда Абаджян (Gunda Abajian), Джек Карпентер (Jack Carpenter), Элизабет Солтер ( Elizabeth Salter), Линда Агейн (Linda Agin), Морт Морсс (Mort Morss), Фил Райли (Phil Reilly)и Герда Брукер (Gerda Brooker). В течение последних пяти лет многие люди еще присоединились к синему движению в гибридизации (the blue daylily quest). Все вместе они преуспели в создании широкого спектра синеликих (bluefaced) лилейников. Благодаря усилиям многих гибридизаторов сегодня существует великолепная коллекция лилейников с голубоватыми глазами и голубоватыми глазами и краями. ( DJ spring 14. J.Poulton, “Out of the blue”)


Немного отвлекшись, снова вернемся к основному фону лепестков лилейника.
Темный фон – классический фон картин старых мастеров. Он всегда усиливает декоративность и выразительность полотна, так и в природе темные цвета больше привлекают внимание, акцентируют взгляд, подчас создают загадочное, магическое ощущение бесконечности.


Художники давно заметили, что взгляд, не задерживаясь, пробегает по темному фону, останавливаясь на светлых частях натуры. Водяные знаки, гало, глазные зоны цвета мела и серебра, наиболее привлекательно и эффектно смотрятся на темном фоне цветка лилейника, на нем же великолепно акцентируется зеленое горло. Оно контрастирует с темным цветом, выделяется своей глубиной и визуально выходит на передний план.



Темный цвет – накопитель энергии, он всегда впитывает больше солнца, поглощает больше тепла, усиливая свой потенциальный заряд передающийся нашим эмоциям.



При всей своей любви к глазастым, я не могу не отметить волшебство и очарование однотонных цветков лилейника. Нежность светлых тонов, страстность красных оттенков, благородство и загадочность темных.




Иногда, что бы усилить общее впечатление Природа смешивает краски, создавая полихромные цвета. Добавляет алмазный блеск. Эти микроскопические капельки воды в верхнем слое тканей лепестка блистают мириадами частичек бриллиантовой пыли, как призма преломляющая Божественный Свет, они усиливают иллюзорный эффект рельефности и объема на поверхности лепестков, делают цветок более нарядным, броским глазу, бархатистым и величавым.



И вот постепенно мы подошли к описанию внешнего края лепестков лилейника. Край лепестка - это край Галактики цветка - особый мир, в котором пространственная геометрия цветка отходит от законов математики, нарушая наш реальный мир трехмерного пространства. Создавая иллюзию объема, увеличивая формы и наполнение цветка.



Последние 30 лет селекционной работы довели края лепестков лилейника до совершенства. Современная форма, размер, окраска, качество текстуры и плотность структуры тканей края лепестка кардинально изменились благодаря гибридизации тетраплоидных лилейников.




Названия форм края у лепестков цветка гибридного лилейника зачастую носят приземленный характер, связанный с нашей повседневной жизнью.

Например, структурный край лепестка может быть:


волнистый



пузырчатый (bubbles)



проволочный (metallic Edge)



золотой проволочный край (gold wire edge)



бисерный (beaded edge) с как бы нанизанными бусинками



шнуровидный, в виде тесьмы (braids)



щупалец (tentacles)





напоминать бахрому (fringe)



зубы акулы (teeth)




крючки (hooks)



рога (horns)




игольчатый (needle)


Дополняет образ края цветная составляющая. Цветная окантовка может проходить по краю тонкой изящной контрастной линией - пикотти (picottee), или массивной широкой каймой.




Состоять из нескольких цветов – мультикрай ( multiple edge).


Иногда гофрированный край выворачивается на поверхность лепестка – супер скульптурный край (super sculpted), создавая трехмерную форму цветка.


Иногда неофициальные названия формы края лепестков вызывают трепет – крылья ангела (angel wings), иногда широкую улыбку – куриный жир (chicken fat) или корочка пирога (like a pie-crust), зелень салата (lettuce edges) другие.





Они нисколько не умаляют его достоинства, а только говорят о том, насколько глубоко лилейник вошел в жизнь и быт цветоводов.

У некоторых сортов декоративные элементы, украшающие края лепестков лилейника переходят на чашелистики, что особо заметно на цветках мультиформы и необычной формы UFO.



Если же взглянуть на это богатство красок и форм глазами художника. Шлейфы и кружева, кринолины и фижмы, плиссированные складки и драпированные рюши, воланы и бахрома словно сошли с полотен импрессионистов и воплотились в маленьком мире цветка.




Яркие и мажорные, помпезные и феерические атрибуты стиля барокко создают живописные и динамично сложные лилейники -мультиформы (Multiform).



Геометрические и фантазийные формы политепалов (polytepals) и махровых (Double) лилейников создают неиссякаемую атмосферу праздника.





Дополнительные декоративные элементы цветка, все чаще проявляются в современной селекции лилейника. Средняя линия -мидриб, проходящая по центру лепестка от горла к краю создает объем, своим цветом увеличивает резкость и контраст, добавляет динамичность окраске цветка. Еще недавно, центральная жилка как нежелательный элемент цветка была недолюблена гибридизаторами, сегодня мидриб оценен как достойное декоративное украшение.





Иногда мидриб разрастается и принимает новые формы, превращаясь в кристатные наросты (Midrib Cristate).



Кристатные (Cristate) – одна из категорий скульптурных лилейников. Несколько сухих профессиональных слов не могут в полной мере передать впечатление об этой необычной объемной 3-D форме лепестка лилейника. Эти удивительные разрастания напоминают причудливые художественные образы Ангелов и Химер. Их форма стирает противоречия между плоскостью и пространством, формирует новое эстетическое понимание красоты цветка. Будоражит глубины мироощущения художника, вызывая иллюзию деформации пространственных форм изменяющих классическую геометрию цветка лилейника.




И вот мы подошли к концу описания, когда после созерцания цветок невольно тянется к лицу, что бы ощутить его аромат – легкий флюид сладости, свободы и солнца, разливающий в теле пьянящую негу и умиротворение.
К сожалению, в современной селекции лилейника аромат иногда уступает место рюшам, оборкам и другим украшениям в цветке и с этим приходится мириться. Красота требует жертв.



Старинный классический облик цветка уже стал экспонатом Музея изящных искусств. Его первозданная красота и изящество навеки запечатлена на картинах великих художников. Цветок богини Гемеры сегодня трансформировался в новый романтический стиль спайдеров и лилейников необычной формы UFO.




Нельзя лилейники без оборок лишить достойного внимания. Лёгкие, изящные и струящиеся формы, не отягощенные излишними сложными деталями и массивностью помпезных рюшей, напоминают силуэт экзотической бабочки. Изгибы и завитки их крыльев-лепестков при легком дуновении ветра исполняют свой удивительный воздушный танец. Именно легкий изгиб завитков на лепестках лилейника позволяет визуально создать треугольник Золотой пропорции, делающий цветок совершенным. Игра солнечных бликов в движении лепестков только лишь подчеркивает воздушную легкость цветка, что бы стать частью игры света и тени на летних полотнах импрессионистов.





“ Daylilies by the Water by Claude Monet ” (1914–17)
COPYRIGHT (c) THE BRIDGEMAN ART LIBRARY.



Lisbeth As A Princess
Carl Larsson (1853 –1919)
uk.wikipedia.org/wiki/Карл_Ларссон



Chinese pith-paper painting,
early 19th century
галерея Guest & Gray www.chinese-porcelain-art.com



国画作品__中国书画网
китайская живопись и каллиграфия


Какой еще цветок на Земле может похвастать таким обилием расцветок, форм и размеров? Скорее немногие. Природа – великий художник и дизайнер заложила в гибридный лилейник огромный потенциал, гибридизаторы воплощают в жизнь эти задумки, делая его уникальным.
Художник перед написанием картины делает набросок, так и гибридизатор перед созданием нового цветка продумывает родословную, составляя родительские пары для опыления. Этот набросок должен служить ориентиром для красок, которые потом нанесет Природа, прорисовывая каждый лепесток, создавая образ, картину, настроение.
Впереди еще много неизведанного, к каким новым чудесам приведет селекция будущего и новейшие методы биотехнологий, остается только догадываться и мечтать. И как бы мы не увлекались новейшими формами и окрасками необходимо с почтением помнить о старинном классическом Лилейнике, который стал тем неиссякаемым генетическим источником нынешних творений возводящих современный гемерокаллис на цветочный Олимп.



© Светлана Пикалова 2017
Светлана Геннадьевна Ваши статьи как и Лилейники само совершенство прекрасного Вы художник от Бога.
Светлана Пикалова
Спасибо, друзья!Обнимаю вас!
Света , соседка моя любимая ! У меня просто нет слов , чтобы описать восхищение тобой. После такой статьи понимаю как мал мой словарный запас в области описания прекрасного . Люблю тебя и счастлива , что ты у меня есть! Ты талантлива! Удачи тебе во всем!
Бусінка
Неперевершено! Щіро дякую за насолоду змістом і стилем
Светлана Пикалова
Сердечное спасибо, всем за отзывы! Мне очень и очень приятно!Статья была написана спонтанно, на одном дыхании. Изначально писалась статья по селекции и вдруг мысль от трезвых селекционных формул стала уходить в сторону абстрактным образов, и так поток мыслей вылился в художественную статью. Я очень рада, что статья понравилась и мы вместе окунулись в лилейниковый мир. Спасибо!!!
Вера Александровна
Статья АХ!!! и ОХ!!! СПАСИБО за труд, за поэзию, за вдохновение.
Чеканова Светлана
Читала как поэму о лилейнике. Светлана, Спасибо ! Очень хочу книгу из Ваших статей. Люблю читать, листать страницы ...
Алла
На одном дыхании! Захватывает количество художественных образов, подтверждённых конкретными снимками увлечённого гибридизатора. Вечером буду читать вновь. Очень впечатлило "зелёненькое" направление и глаза почти на весь цветок! Светлана, спасибо!!!
Тамара
Светлана, за один раз прочитать статью не смогла- перехватывает дыхание! От восхищения. Вами. Лилейниками.
Имя:

Комменатрий:
код:




www.lileynic.com.ua

Создание сайта: Антон Литвинов
Задать вопрос